Статьи

Многоцелевой истребитель F-16 Fighting Falcon

Самолет F-16 составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения.
F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы. 4,2% — углепластик и 3,7% — сталь.
Фюзеляж F-16 типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы Макдоннелл-Дуглас АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 м.
Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную ЭПР на 40%.
Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки.
МОДИФИКАЦИИ
F-16А — одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 г. Выпускается только для иностранных заказчиков.
F-16В — двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 г.
F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.
F-16D — двухместный учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 г.
F-16ADF — истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989—1992 гг. модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.
RF-16C (F-16R) — разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS.
Самолеты F-16 американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года выпущено более 2900 самолетов. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии фирмами ТАI — Турция, SABCA — Бельгия и «Фоккер» — Нидерланды.

ХАРАКТЕРИСТИКА
Год принятия на вооружение 1976
Размах крыла, м 9,45
Длина самолета со штангой ПВД, м 15,03
Высота самолета, м 5,09
Площадь крыла, кв.м 27,87
Угол стреловидности по передней кромке, ° 40
Масса пустого самолета, кг — F-16A 7365
Масса пустого самолета, кг — F-16В 7655
Масса пустого самолета, кг — F-16C с ТРДД F100-PW-220 8275
Масса пустого самолета, кг — F-16D с ТРДД F110-GE-100 8855
Масса топлива, кг — F-16A/C 3105
Масса топлива, кг — F-16B/D 2565
Масса топлива, кг — в подвесных баках 3065
Взлетная масса, кг — расчетная с полным запасом топлива (F-16A/B) 11113
Взлетная масса, кг — расчетная с полным запасом топлива (F-16C/D) 11839
Взлетная масса, кг — максимальная с внешней нагрузкой (F-16A/B) 16057
Взлетная масса, кг — максимальная с внешней нагрузкой (F-16C) 19190
Тип двигателя — F-16A/B/C/D 1ТРДДФ Пратт-Уитни F100-PW-200
Тип двигателя — F-16C/D (партии 50/52) 1ТРДДФ Пратт-Уитни F-100-PW-229 или Дженерал Электрик F110-GE-129
Максимальная тяга форсированная/нефорсированная — F100-200 106,0/65,3 кН (10810/6655 кгс)
Максимальная тяга форсированная/нефорсированная — F100-229 129,4/79,2 кН (13200/8075 кгс)
Максимальная тяга форсированная/нефорсированная — F100-129 129,0/75,6 кН (13155/7710 кгс)
Максимальная скорость, М — у земли 1,2
Максимальная скорость, М – на высоте 12200 м > 2,0
Посадочная скорость, км/ч 226
Практический потолок, м 15240
Практическая дальность, км 1315
Перегоночная дальность, км 3890
Максимальная эксплуатационная перегрузка 9