Статьи

Ка-52 — многоцелевой ударный вертолет

Ка-52 — двух­ме­ст­ная мо­ди­фи­ка­ция се­рий­но­го удар­но­го вер­то­ле­та Ка-50. От­ли­ча­ет­ся от пред­ше­ст­вен­ни­ка но­вой но­со­вой ча­стью с двух­ме­ст­ной ка­би­ной и бор­то­вым ком­плек­сом обо­ру­до­ва­ния но­во­го по­ко­ле­ния.
Ка-52 пред­на­зна­чен для ог­не­вой под­держ­ки на­зем­ных войск, унич­то­же­ния ма­ло­раз­мер­ных под­виж­ных бро­ни­ро­ван­ных и не­бро­ни­ро­ван­ных це­лей, по­ра­же­ния жи­вой си­лы и борь­бы с ма­ло­ско­ро­ст­ны­ми воз­душ­ны­ми це­ля­ми. Ка-52 при­зван су­ще­ст­вен­но по­вы­сить эф­фек­тив­ность груп­по­вых дей­ст­вий бое­вых вер­то­ле­тов, что дос­ти­га­ет­ся за счет ап­па­ра­тур­но­го об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей в ре­аль­ном мас­шта­бе вре­ме­ни и не­пре­рыв­но­сти ко­манд­но­го управ­ле­ния в хо­де бое­вой опе­ра­ции.
На Ка-52 ус­та­нов­лен мно­го­функ­цио­наль­ный ком­плекс пя­то­го по­ко­ле­ния «Аргумент-2000», ко­то­рый яв­ля­ет­ся ба­зо­вым ком­плек­сом для се­мей­ст­ва ап­па­ра­тов мар­ки «Ка» раз­лич­но­го на­зна­че­ния. «Аргумент-2000» от­ли­ча­ет­ся от сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков от­кры­той ар­хи­тек­ту­рой по­строе­ния. К чис­лу уни­фи­ци­ро­ван­ных час­тей ком­плек­са от­но­сят­ся БЦВМ «Багет-53», пи­ло­таж­но-на­ви­га­ци­он­ный ком­плекс ПНК-37ДМ, об­зор­но-пи­ло­таж­ная сис­те­ма круг­ло­су­точ­но­го дей­ст­вия ТОЭС-520, бор­то­вой ком­плекс свя­зи БКС-50, ком­плекс обо­ро­ны и дру­гие. Вся не­об­хо­ди­мая ин­фор­ма­ция в ка­би­не вы­во­дит­ся на мно­го­функ­цио­наль­ные цвет­ные ин­ди­ка­то­ры и на­шлем­ные ин­ди­ка­то­ры лет­чи­ков. Управ­ле­ние бор­то­вым обо­ру­до­ва­ни­ем у ка­ж­до­го пи­ло­та со­сре­до­то­че­но на мно­го­функ­цио­наль­ном пуль­те и на ру­ко­ят­ках ры­ча­гов управ­ле­ния вер­то­ле­том.
В со­став ком­плек­са «Аргумент-2000» в ка­че­ст­ве под­ком­плек­са вхо­дит двух­ка­наль­ная РЛС «Арбалет-52». Ка­нал РЛС с но­со­вой ан­тен­ной и боль­шой апер­ту­рой слу­жит для по­ис­ка и ата­ки це­лей на уда­ле­нии 15-20 км, а так­же для вы­пол­не­ния низ­ко­вы­сот­но­го по­ле­та в слож­ных по­год­ных ус­ло­ви­ях. Дру­гой ка­нал РЛС с над­вту­лоч­ной ан­тен­ной и мень­шей апер­ту­рой обес­пе­чи­ва­ет кру­го­вой об­зор в ин­те­ре­сах про­ти­во­ра­кет­ной обо­ро­ны вер­то­ле­та и об­ще­го кон­тро­ля воз­душ­ной об­ста­нов­ки.
Пи­ло­ти­ро­ва­ние Ка-52 днем и но­чью осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с ис­поль­зо­ва­ни­ем об­зор­но-по­ис­ко­вой сис­те­мы (ОПС). Ос­но­ву ОПС со­став­ля­ют ТОЭС-520, ша­ро­об­раз­ная го­лов­ка ко­то­рой раз­ме­ще­на сле­ва под но­со­вой ча­стью ка­би­ны эки­па­жа, и на­шлем­ная сис­те­ма це­ле­ука­за­ния и ин­ди­ка­ции (НСЦИ). ТО­ЭС име­ет те­п­ло­ви­зи­он­ный и низ­ко­уров­не­вый те­ле­ви­зи­он­ный ка­на­лы, а НСЦИ — на­шлем­ные мик­ро­дис­плеи. С их по­мо­щью пи­ло­ты мо­гут круг­ло­су­точ­но осу­ще­ст­в­лять об­зор ме­ст­но­сти, об­на­ру­жи­вать пре­пят­ст­вия и ори­ен­ти­ры, про­из­во­дить по­сад­ку на не­обо­ру­до­ван­ные и не­ос­ве­щен­ные пло­щад­ки. Для вы­пол­не­ния низ­ко­вы­сот­но­го по­ле­та в слож­ных по­год­ных ус­ло­ви­ях на­ря­ду с ТО­ЭС ис­поль­зу­ет­ся ка­нал РЛС под­ком­плек­са «Арбалет-52». Управ­ле­ние го­лов­кой ТО­ЭС про­из­во­дит­ся ав­то­ма­ти­че­ски от сиг­на­лов дат­чи­ков по­зи­цио­ни­ро­ва­ния, от­сле­жи­ваю­щих по­ло­же­ния шле­ма пи­ло­та.
По­иск и ата­ку це­ли пи­лот про­из­во­дит с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ис­ко­во-при­цель­ной сис­те­мы (ППС). ППС вклю­ча­ет мно­го­ка­наль­ную сис­те­му круг­ло­су­точ­но­го дей­ст­вия ГОЭС-451, ша­ро­вая го­лов­ка ко­то­рой рас­по­ло­же­на свер­ху на ка­би­не эки­па­жа. В ней на ста­би­ли­зи­ро­ван­ной плат­фор­ме раз­ме­ще­ны те­ле­ви­зи­он­ный, те­п­ло­ви­зи­он­ный ка­на­лы, ла­зер­ный даль­но­ме­р-це­ле­ука­за­тель, об­на­ру­жи­тель ла­зер­но­го пят­на под­све­та це­ли и ла­зер­ная сис­те­ма на­ве­де­ния в цель ПТУР. Для об­на­ру­же­ния и ата­ки це­ли в слож­ных по­год­ных ус­ло­ви­ях ГО­ЭС со­пря­же­на с ка­на­лом РЛС под­ком­плек­са «Арбалет-52». Изо­бра­же­ние це­ли и ок­ру­жаю­щей ме­ст­но­сти ин­ди­ци­ру­ет­ся на мно­го­функ­цио­наль­ных цвет­ных дис­пле­ях на при­бор­ной дос­ке и дуб­ли­ру­ет­ся на на­шлем­ных мик­ро­дис­пле­ях НСЦИ. Управ­ле­ние го­лов­кой ГО­ЭС по­доб­но управ­ле­нию ТОЭС-520. Не­об­хо­ди­мая пи­ло­таж­ная и при­цель­ная ин­фор­ма­ция вы­во­дит­ся так­же на ин­ди­ка­тор на ло­бо­вом стек­ле.
От­кры­тая ар­хи­тек­ту­ра ком­плек­са «Аргумент-2000» вер­то­ле­та Ка-52 ба­зи­ру­ет­ся на ин­тег­ри­ро­ван­ной вы­чис­ли­тель­ной сис­те­ме вы­со­ко­го бы­ст­ро­дей­ст­вия и боль­шо­го объ­е­ма па­мя­ти, ис­поль­зу­ет муль­ти­п­лекс­ные гос­ти­ро­ван­ные ка­на­лы об­ме­на ин­фор­ма­ци­ей и про­грамм­но-ма­те­ма­ти­че­ское об­нов­ляе­мое обес­пе­че­ние. Это по­зво­ля­ет ус­пеш­но при­ме­нять раз­лич­ные ви­ды стрел­ко­во-пу­шеч­но­го, ра­кет­но­го управ­ляе­мо­го и не­управ­ляе­мо­го воо­ру­же­ния.
Ка-52 на 85% уни­фи­ци­ро­ван с се­рий­ным Ка-50. От не­го вер­то­лет унас­ле­до­вал не­су­щую сис­те­му, кры­ло, опе­ре­ние, шас­си. Кон­ст­рук­ция сред­ней и хво­сто­вой час­тей фю­зе­ля­жа так­же не пре­тер­пе­ла из­ме­не­ний. Глав­ное от­ли­чие — но­вая пе­ред­няя часть с двух­ме­ст­ной ка­би­ной. Пи­ло­ты раз­ме­ща­ют­ся ря­дом на ка­та­пуль­ти­руе­мых крес­лах К-37-800, та­ких же, как на Ка-50. В ка­би­ну эки­паж по­па­да­ет че­рез от­ки­ды­ваю­щие­ся вверх створ­ки фо­на­ря. Ры­ча­ги управ­ле­ния вер­то­ле­том есть как на ле­вом мес­те, так и на пра­вом. При­бор­ное обо­ру­до­ва­ние ка­би­ны ста­ло но­вым: боль­шую часть тра­ди­ци­он­ных элек­тро­ме­ха­ни­че­ских ука­за­те­лей за­ме­ни­ли че­ты­ре жид­кок­ри­стал­ли­че­ских дис­плея. На Ка-52 ус­та­нов­ле­ны мо­дер­ни­зи­ро­ван­ные дви­га­те­ли ВК-2500.
Со­хра­нив всю но­менк­ла­ту­ру воо­ру­же­ния од­но­ме­ст­но­го вер­то­ле­та (под­виж­ная пу­шеч­ная ус­та­нов­ка с пуш­кой 2А42 ка­либ­ра 30 мм и бое­ком­плек­том 460 па­тро­нов, ПТУР «Вихрь» с ла­зер­ной сис­те­мой на­ве­де­ния, бло­ки НАР ка­либ­ра 80 мм, авиа­бом­бы, пу­шеч­ные кон­тей­не­ры и дру­гое ору­жие об­щей мас­сой до 2000 кг), Ка-52 мо­жет до­пол­ни­тель­но при­ни­мать на борт управ­ляе­мые ра­ке­ты клас­са «воз­ду­х-воз­дух» ближ­не­го боя Р-73 и «Иг­ла-В», управ­ляе­мые ра­ке­ты клас­са «воз­ду­х-по­верх­ность» Х-25МЛ. Ра­ке­ты Р-73 с все­ра­курс­ной пас­сив­ной те­п­ло­вой го­лов­кой са­мо­на­ве­де­ния, раз­ра­бо­тан­ные в ГосМКБ «Вым­пел», име­ют стар­то­вую мас­су 105 кг, стерж­не­вую бое­вую часть мас­сой 7,4 кг и обес­пе­чи­ва­ют по­ра­же­ние воз­душ­ных це­лей, ма­нев­ри­рую­щих на вы­со­тах от 20 м с пе­ре­груз­кой до 12 и ско­ро­стью до 2500 км/ч, на даль­но­сти от 700 м до 11 км. Ра­ке­ты «Иг­ла-В», соз­дан­ные в ко­ло­мен­ском КБ ма­ши­но­строе­ния на ба­зе ЗУР пе­ре­нос­но­го зе­нит­но­го ра­кет­но­го ком­плек­са су­хо­пут­ных войск «Игла-1», име­ют все­ра­курс­ную двух­цвет­ную те­п­ло­вую го­лов­ку са­мо­на­ве­де­ния; мас­са ра­ке­ты 10,7 кг, бое­вой час­ти — 1,27 кг, вы­со­та по­ра­жае­мых це­лей от 10 до 3500 м, ско­рость от 0 (вер­то­лет на ви­се­нии) до 1440 км/ч, пе­ре­груз­ка до 5-6, даль­ность пус­ка от 800 до 5200 м. Х-25МЛ пред­на­зна­че­на для по­ра­же­ния ма­ло­раз­мер­ных под­виж­ных и не­под­виж­ных на­зем­ных (над­вод­ных) це­лей: РЛС и пус­ко­вых ус­та­но­вок ком­плек­сов ЗУР, са­мо­ле­тов на от­кры­тых сто­ян­ках и в лег­ких ук­ры­ти­ях, лег­ких мос­тов и пе­ре­прав, ма­ло­тон­наж­ных су­дов, же­лез­но­до­рож­ных эше­ло­нов и дру­гих це­лей. Ра­ке­та име­ет по­лу­ак­тив­ную ла­зер­ную сис­те­му са­мо­на­ве­де­ния.
Бла­го­да­ря ус­та­нов­ке дви­га­те­лей ВК-2500 лет­ные ха­рак­те­ри­сти­ки вер­то­лё­та, не­смот­ря на воз­рос­шую мас­су, прак­ти­че­ски не из­ме­ни­лись, по сравнению с Ка-50.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *